Для удержания и изменения направления движения психологической энергии и праны в теле существуют особые йогические техники, именуемые бандхами (на основе санскрита переводится «зажимы» или «замки»). При их реализации определенные мышечные ткани мягко, но сильно напрягаются и остаются в данном состоянии на протяжении некоторого времени. Благодаря таким мышечным замкам, внутренние органы массируются и стимулируются. Осуществляется перенаправление или же остановка потоков праны, благодаря чему тело и ум становятся восприимчивыми к высшим состояниям сознания.
Зачем рекомендуется реализовать бандхи?
В классических йогических писаниях говорится о 3 грантхах (блоках психологического типа), мешающих медитировать. В их число входят брахма-грантха, вишну-грантха и рудра-грантха. Для достижения высших состояний сознания их следует устранить хотя бы на некоторое время, а лучше – навсегда. Бандхи позволяют успешно решить эту задачу. Со стороны йоги, грантхи мешают движению праны в сушумну-нади (центральный канал).
Ниже приведено описание важнейших бандх, помогающих подготовиться к медитации. Их рекомендуется осваивать без спешки и с большой осторожностью, чтобы не причинить вреда телу или уму. При возникновении затруднений в процессе практикования бандх или появления неприятных ощущений необходимо остановиться, обратиться за помощью к учителю с большим опытом.
Мула-бандха
В переводе с санскрита «мула» обозначает «корень» или «основа». Это слово используется в качестве составной части в названии корневой чакры-муладхары, расположенной в основании позвоночника. Согласно учению йоги, здесь пребывает дремлющая энергия кундалини. Техника «мула-бандха» способствует пробуждению и поднятию этой энергии.
Изначально ученик должен сокращать мышцы промежности, но позднее, когда он самостоятельно установит точное местоположение муладхара-чакры, сокращение мышц больше не понадобится. После доведения техники до совершенства практикующий получит возможность мысленно касаться нужной точки осознанием. Такое тщательное воздействие гораздо эффективнее мышечного сокращения, но на первых порах ученикам необходимо научиться сокращать мышцы.
Одно из наиболее подробных описаний мула-бандхи приведено в четвертой главе трактата «Хатха Йога Прадипика». Там сказано, что данная техника соединяет бинду и наду, а также апану и прану. Благодаря такой особенности, достигается совершенство в сфере йоги. Под апаной тут понимается функция тела, действующая как на тонком, так и на сложном уровне. Она обеспечивает вывод из тела шлаков и энергии. Под праной понимаются функции тела, обеспечивающие пополнение жизненной энергией. Она присутствует в воздушных массах, еде, а также в тонкой форме на базе внешнего пространства. Сбалансированность апаны и праны предполагает сохранение равновесия между покидающими тело и поступающей к нему энергии.
В Гхеранда Самхите сказано, что мула-бандху требуется практиковать в уединении и тишине с решимостью и вниманием тем, кто хочет покорить океан самсары. Данная техника позволяет контролировать расположенную в теле прану и полностью устраняет апатию.
Джаландхара-бандха
В переводе по санскриту слово «дхара» обозначает «поток», а слово «джалан» – «сеть». Составленное из них слово «джаландхара» используется для обозначения сети из нади, т. е. проводящих энергию каналов. Техника джаландхара-бандха позволяет управлять сплетением энергетических путей в шее, т. е. нервов, нади и кровеносных сосудов. Этот горловой мышечный замок сжимает праническую энергию в том месте тела, которое осуществляет стимулирование кундалини.
В третьей главе трактата «Хатха Йога Прадипика» сказано, что горловой замок представляет собой практику, в ходе которой подбородок близко прилегает к груди, а в горле возникает напряжение. Она способствует излечению заболеваний горла и отправляет прану в центральный канал, тогда как поток праны в остальных каналах останавливается. В процессе осуществления горлового замка следует производить задержку дыхания одним из трех способов:
1) антар кумбхака;
2) бахир кумбхака;
3) их сочетание.
Выбор способа зависит от особенностей практики и ее комбинирования с другими йогическими техниками. При использовании первого способа выполняется глубокий вдох, приводящий к максимальному наполнению легких. После этого делается джаландхара-бандха. При использовании второго способа выполняется полный выдох, а затем делается горловой замок.
Длительность задержки дыхания и горлового замка не должна приводить к перенапряжению. Необходимо усиливать ее мало-помалу на протяжении нескольких месяцев. Существуют разные техники реализации горлового замка.
Практика джаландхара-бандхи в Раджа-йоге
• Наиболее подходящие позиции для горлового замка – падмасана или сиддхасана. Когда сесть в них не получается, то придется практиковать стоя.
• Ладони нужно расположить на надколенниках.
• Тело следует расслабить, а глаза – прикрыть.
• Далее требуется хорошо вдохнуть, удержать дыхание и нагнуть вперед голову, зажав яремную грудную впадину подбородком.
• Упертые в колени руки стоит надо вытянуть и в то же время приподнять, выдвинуть вперед плечи. Благодаря этому, руки будут располагаться в замке.
• Удерживая ладони в области колен, необходимо оставаться в этом положении, пока есть возможность сдерживать дыхание.
• Далее нужно расслабить плечи, сдвинуть локти, без спешки высвободиться из замка и приподнять голову.
• Затем требуется реализовать медленный выдох.
• После нормализации дыхания нужно сделать повтор упражнения.
• Количество выполняемых циклов не ограничивается ничем, при условии отсутствия какого-либо дискомфорта. Новичкам надо начинать с 5 циклов, мало-помалу увеличивая их число.
Практика горлового замка в Кундалини-йоге
Отличие данной техники от предшествующей состоит в том, что она делается без напряжения в руках и плечах. После наклона головы в переднюю сторону подбородок оказывается упертым в яремную впадину. В данном положении практикующий максимально задействует суггестивные способности для формирования мысленного образа праны, сжимающейся в верхнем районе тела.
Замечание
Горловой замок можно практиковать, задерживая дыхание спустя выдох. Он заблокирует дыхание и сдавливает каналы на участке между головой и туловищем.
Какие есть предостережения?
Нельзя вдыхать или выдыхать, пока не выполнено освобождение от горлового замка, т. е. пока голова не приподнята.
Какие есть ограничения?
Горловой замок недопустимо выполнять при артериальной гипертензии, внутричерепной гипертензии или сердечных недугах.
Механизм действия горлового замка
Джаландхара-бандха придавливает сонные синусы, находящиеся на проходящих через шею сонных артериях, через которые к мозгу поступает большая часть крови. Эти органы выполняют функцию датчиков давления, приводят частоту пульса и уровень артериального давления в соответствии с функционированием системы дыхания.
Они отправляют через нервную систему сигналы в головной мозг, после чего он совершает требуемые действия для согласования работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Когда артериальное давление повышается, сонные синусы ужимаются. Вследствие такой особенности, мозг получает сигнал о том, что нужно снизить давление.
Полезные эффекты от горлового замка
Горловой замок разносторонне влияет на человеческий организм. Он регулирует ток праны в теле и способствует умственной релаксации. Кроме того, сжимание сонных синусов замедляет пульс, помогает погрузиться внутрь себя и сосредоточиться.
Горловой замок обеспечивает массаж щитовидной железы, которая влияет на состояние всего организма. Эта техника снимает стресс, устраняет беспокойство и избавляет от раздражительности.
Маха-бандха
Слово «маха» на санскрите означает «большой». Таким образом, маха-бандха переводится как «большой замок». Данная техника – комбинация нескольких бандх (а именно: уддияны, джаландхары и мулы), при практиковании которых производится задержка дыхания спустя совершение выдоха.
Техника осуществления большого замка:
• Нужно сесть в сиддхасану либо падмасану, положив руки на колени.
• Затем стоит медленно выдохнуть.
• Потом следует сделать горловой замок.
• Далее нужно сделать брюшной замок.
• Затем следует реализовать корневой замок.
• Сохраняя комплекс трех замков, требуется поочередно переключать внимание с одного замка на другой, сосредоточиваясь на каждом.
• Практика большого замка завершается путем медленного освобождения изначально от корневого замка, затем – от брюшного замка, и в конце – от горлового замка.
• Перед вдохом нужно приподнять голову, попытаться еще слегка выдохнуть и только потом делать вдох.
• После восстановления дыхания следует выполнить комплекс упражнений повторно.
Предостережение
Большой замок – весьма эффективная практика. До освоения каждой из входящих в его состав бандх отдельно начинать выполнение сразу трех замков нельзя. Помимо этого, нужно иметь знания о предварительных этапах нади шодхана пранаямы.
Полезные эффекты от маха-бандхи
Практика под названием «большой замок» усиливает течение психической энергии, заставляет ум переключиться с внешнего мира на внутренний. Создаются благоприятные условия для концентрации.
Удара-бандха
Порядок выполнения этого упражнения, название которого означает «брюшной замок наружу», таков:
• Изначально нужно глубоко и плавно вдохнуть носом.
• В процессе задержки дыхания стоит надуть живот, толкая его в нижнюю и переднюю стороны.
• Дыхание следует задержать в течение доступного времени, а затем необходимо медленно полностью выдохнуть воздух из легких и сделать брюшной замок.
Вместе брюшной замок наружу и выполненный вслед за ним брюшной замок носят название «пурна-уддияна», т. е. «полный брюшной замок». Другое его наименование – «аджагари».
Полезные результаты от пурна-уддияны
В число полезных эффектов, которые приносит плотный брюшной замок, входят:
• Улучшение работы желез, нервов и сосудов в районе солнечного сплетения.
• Стимулирование парасимпатической нервной системы.
• Улучшение состояния внутренних органов.
Сету-бандха
Вариация горлового замка в некоторых направлениях йоги известна под наименованием «сету-бандха», иначе «затылочный замок». Чтобы его выполнить, нужно вытянуть шею и отвести голову обратно, зафиксировав взгляд около бровей. При этом стоит вытянуть задний отдел позвоночника.
Пада-бандха
Данное упражнение переводится с санскрита как «захват ногами». Оно стимулирует мускулы и нервные окончания ступней, позволяя перенаправить энергию снизу вверх, увеличить стойкость тела. В ходе выполнения захвата ногами нужно почувствовать опору:
• в центральной области пятки;
• под мизинцами ступней;
• под большими пальцами ступней.
В процессе пада-бандхи требуется избегать заваливания на внутреннюю арку, которая образует внутренний свод ступни, и на внешнюю, образующую наружный свод ступни.
Кати-бандха
К практикованию кати-бандхи, то есть поясничного замка, прибегают в тех случаях, когда требуется предотвратить чрезмерное прогибание поясницы. Снижение поясничного лордоза достигается путем уплощения района поясницы. С этой целью копчик поворачивается вперед с уходом пупка слегка вверх, одновременно напрягаются мускулы ягодиц и живота. Таким способом поясница фиксируется, получает защиту от избыточной нагрузки.
Коленный замок
При реализации коленного замка, т. е. джану-бандхи, надколенники подтягиваются вверх. В результате стимулируются мышцы-разгибатели бедра. Коленный замок применяется в упражнениях с выпрямленными ногами для равномерного распределения нагрузки, повышения устойчивости, большего задействования ног и уменьшения нагрузки, приходящейся на коленные суставы. Ха счет этого снижается риск получения травм.
К примеру, при осуществлении Вирабхадрасаны I нужно использовать эту бандху для колена задней ноги, поскольку оно подвержено сгибанию.
Иной способ использования – при выполнении гибкостных асан, к примеру, Уграсаны. При стимулировании мышц около колена задняя сторона ног способна расслабиться сильнее.
Нужно быть максимально осторожным при выполнении той или иной техники. Обязательно следите за личными ощущениями. Успешной реализации выбранной практики!