Значение древнегреческого термина «аскесис» – «тренировка, упражнение». Многие традиции и религии частично основаны на применении добровольных аскез. Аскеты сознательно отказываются от самых разных человеческих удовольствий. Практики в аскетизме – это физические ограничения, необходимые человеку для укрепления своего ума, очищения души и самосовершенствования.
В древнеиндийских «Законах Ману» содержится упоминание о «тапасвине» («терпящем аскезу»). Такого человека запрещено обижать. Буддисты считают аскетов людьми с высоким духовным развитием. Христианство и другие религии учат тому же самому.
В каких формах проявляется аскетизм?
Некоторые древние религии определяют аскетизм в качестве культа со своими особыми принципами. Отринувшие все мирское индийцы получили название «тапасвины» или «санньяси». Их жилищем был лес. Они пользовались всего несколькими вещами и потребляли природные дары.
В древнеиндийских эпосах есть описание аскетических подвигов, совершенных демонами и людьми. Аскеза («тапас») помогает исполнять заветные желания и способствует обретению божественного могущества.
Несколько аскетических практик «тапах» состояли из следующих действий:
• человек становился на одну ногу, воздевал руки к небесам, долго так стоял;
• аскет заходил в холодную воду и много часов в ней находился;
• на практике была надета только набедренная повязка, а его голое тело подвергалось воздействию палящего солнца.
Часто такие подвижники серьезно травмировались и болели. Современные аскеты отдают предпочтение умеренным формам аскезы, чтобы укрепить свое здоровье:
• физическим упражнениям;
• закаливанию;
• очистительным техникам;
• голоданию;
• информационным детоксам.
В начале 21-го столетия популярными стали экологичные формы аскетизма. Современного аскета лишь частично интересуют цивилизационные блага. Отказываясь от всего ненужного, он сохраняет природу и жизнь на нашей планете. Современный аскет не употребляет в пищу мясо и рыбу, не покупает кожаные и другие подобные изделия.
Адепты многих традиций и религий считают безбрачие одной из форм аскетизма. В «Йога-сутрах» Патанджали говорится, что, отринув наслаждения, у садхаки («практика») появляется сила, он становится вместилищем особого знания. Таких аскетов не интересуют чувственные удовольствия, включая сексуальные утехи.
Мотивации для аскетичного образа жизни
Лишения ради достижения эгоистических целей бесполезны. Конечной целью аскезы должно быть благо, полученное другими людьми. В противном случае духовного искателя ждут новые страдания.
Аскету нельзя хвастаться своими лишениями. Гордость приводит к бесполезности аскетического подвига.
Аскетизм: преимущества и недостатки
Аскетизму свойственны следующие преимущества:
• продление жизни при умеренных ограничениях;
• улучшение здоровья и самочувствия;
• укрепление ума, воли;
• появление силы и выносливости тела;
• у аскета появляются сиддхи («сверхъестественные способности»), о чем сказано в «Йога-сутрах»;
• у аскета возникает видение Атмана (высшего «Я»), о чем упоминает «Айтарея-упанишада».
«Законы Ману» так описывают аскетизм:
• С помощью аскетизма, а также щедрости, жертвоприношений и знаний, достигаются заслуги человека.
• Аскетизм помогает достичь чего-либо трудноисполнимого.
• Благодаря аскетическому подвигу, человеку прощаются совершенные им грехи.
• Аскеза очищает человеческую душу.
Аскетизм имеет несколько минусов:
• Аскет страдает от разных неудобств.
• Бывает, что для получения результата необходимо приложить многие усилия.
• Некоторые рискованные техники могут негативно повлиять на здоровье человека.
• Если «перегнуть палку», можно потерять веру в самосовершенствование.
• Близкие и коллеги часто не понимают аскета.
• Прохожие удивляются, когда видят, например, вышедшего во двор в 7 утра после встречи Нового года физкультурника.
• На проведение тренировок, чисток, сортировки мусора и других подобных занятий нужно дополнительное время.
Благость, страсть и невежество в аскетизме
Аскезу называют инструментом, использование которого может быть разным. Например, молоток применяют для того, чтобы что-то сломать или построить. Аскет прилагает усилия для получения определенного результата. Каким он будет, зависит от состояния сознания практика во время аскезы.
Аскеза саттва («благость»)
Благостное умонастроение – основа совершения аскезы саттва гуны для всеобщего блага. Главное для аскета – его бескорыстие. Для облегченного перенесения суровых аскез он должен достичь состояния полного спокойствия ума.
Аскеза раджас («страсть»)
Эмоции переполняют аскета, выбравшего раджа гуну. Он руководствуется эгоистичными целями ради собственной пользы и блага своего ближайшего окружения (семьи, родственников). Выделяется показной характер аскезы раджас. Человеку важно воплотить свои желания. Из-за приложенных чрезмерных усилий, он может травмироваться. Действия такого аскета импульсивны.
Аскеза тамас («невежество»)
От аскезы тамо гуны возникают негативные последствия, когда человек хочет воплотить в реальность свои эгоистичные и примитивные личные желания.
Аскетизм в виде осознанного потребления
21-ый век начался с потребительского культа, заполнившего все информационное пространство. Это привело к возникновению конкуренции, конфликтов, ненависти и к войнам. Людям хотелось прибыли и удовольствий, а страдания других они старались не замечать.
В мире может произойти глобальная военная, гуманитарная или экологическая катастрофа. Изменение всего человечества – непосильная задача. Но любой человек может начать этот процесс с изменения собственного внутреннего мира и своих привычек. Не стоит регулярно обновлять интерьер, тратить средства на приобретение новой одежды и гаджетов. Лучше отдать предпочтение минимализму и аскетизму.
Христианская аскеза
Для искоренения собственной греховной природы некоторые христиане «умерщвляют плоть». Таким способом они раскаиваются в своих грехах. Например, известно о христианских аскетах с веригами (тяжелыми металлическими цепями, кольцами, шляпами, подошвами) на голых телах. Христианин может выдерживать пост и не принимать пищу.
Отшельник Серафим Саровский носил одну и ту же одежду. Три года он ел только сныть. Святой забрался на каменный валун и молился на нем тысячу дней. В течение трех лет он не проронил ни слова.
Итальянскому монаху-католику Франциску Ассизскому досталось богатое наследство, от которого он отказался. Мужчина превратился в нищего-бродягу. Франциск собирал камни по всему городу Ассизи, чтобы собственноручно восстановить собор Св. Дамиана. Прокаженные были удивлены, когда монах стал за ними ухаживать. Он основал францисканский орден и стал автором аскетических норм поведения.
Буддистская аскеза
У ищущего просветления принца Гаутамы была уверенность, что он станет совершенным благодаря аскезе. Молодой человек ушел из дворца. 6 лет жизни он потратил на совершение суровых аскетических практик. Затем Гаутама нашел последователей в виде пяти отшельников. Вместе они практиковали сухое голодание. Аскеты полностью истощили свои организмы, на них осталась кожа и кости. Эти люди могли умереть.
Как-то принц медитировал вместе со своими последователями. Глубокое погружение в подсознание привело к осознанию Гаутамой неожиданной истины. Он понял, что самоистязания – это гордыня. Формы чрезмерного аскетизма можно сравнить со сплошными удовольствиями в жизни. И то и другое – крайности. После этого Гаутама заложил основу «Великого Срединного Пути Будды».
Ослабленного принца потянуло к воде. Он упал в реку, чтобы напиться, и поплыл по течению, не сопротивляясь судьбе. Утром Гаутама увидел местную девушку, которая стала кормить изможденного незнакомца. Это зрелище возмутило последователей принца, которые бросили своего учителя.
Оставшись в одиночестве, аскет уселся под ветвистым деревом и поклялся, что не встанет до обретения полного Просветления. Гаутама начал медитировать и превратился в Будду Шакьямуни. Через время он обзавелся учениками, с которыми отшельник путешествовал, чтобы реализовать свой духовный потенциал. Последователи Будды жили по правилам, разработанным их Учителем. Они должны быть бездомными, а из одежды носить только порванную на куски старую материю. Из имущества они имели только самые необходимые вещи. Кушать им разрешалось лишь в первой половине дня тем: что им подали, как нищим.
Удобства и удовольствия исключались из жизни великих мастеров. Бедность и затворничество – основные принципы их бытия. Холодные горные пещеры стали домом для знаменитого йога-практика Миларепы. Он ел лишь крапиву, поэтому имел серо-зеленую кожу. Людям при встрече с ним казалось, что это дух.
Дзэн-буддисты не придерживаются суровых аскетичных практик. Для них важна общественная жизнь. Благодаря труду, происходит реализация духовного потенциала дзэн-буддиста. Во время выполнения какой-то работы он уделяет ей все свое внимание.
Аскетичная жизнь
Добровольные ограничения могут быть полезны для человека, который хочет выработать в себе самодисциплину. Аскеты избегают излишнего комфорта. Они не потребляют товары бездумно, не переедают и не участвуют в бесполезных развлечениях.
Резкий отказ от всех благ не обязателен, так как может привести к сплошному страданию. К аскетичному образу жизни необходимо постепенное привыкание. Например, начните с раннего подъема. Чтобы это стало привычкой, воспользуйтесь комплексом Сурья Намаскар. Далее переходите к медитации или пранаяме.
По возможности перестаньте ездить на транспортных средствах. Лучше ходите пешком, здоровее будете, а также внесете свой вклад в защиту окружающей среды. У новоявленных аскетов появляется такое качество, как саттва гуна («благость»). Совершая повседневные дела, помните о нравственных принципах и согласовывайте их со своей совестью.
Существует радикальный аскетизм. Йог пробуждает свое сознание в суровых условиях – в пещере, ашраме и тому подобных местах, чтобы его ум не отвлекался. Для пробуждения ему необходимы многочисленные заслуги и благая карма. Если аскет не ведет бескорыстную деятельность, то не получит желаемый результат. Для накопления кармы он может преподавать йогу и распространять знания о способах саморазвития.
Йога как часть аскетизма
Слово «аскетизм» соответствует санскритскому термину «тапас» («тапасья»). Из других его значений следует сказать о «мучении», «жаре» и «горении». Под тапасом подразумевают энергию, выработанную человеком, который ограничивает себя добровольно. Аскеза для йога – это сожжение собственных несовершенств и ментальных загрязнений. Под тапасом также подразумеваются саморазвитие и дисциплина.
Авидья (невежество) – первопричина любого страдания. От нее можно избавиться с помощью тапаса – очистителя ума. После этого практик перестанет совершать эгоистичные поступки. Во время аскезы возможно нагревание физического тела, которое в этот момент очищается. Выполняя асаны или дыхательные упражнения, человек выводит из своего тела накопленные токсины.
Чистота питания
Среди вошедших в историю великих духовных деятелей и мыслителей был распространен аскетизм. Например, Пифагора знали, как вегетарианца. Он мог голодать сорок суток для получения доступа к философской школе Древнего Египта. Среди известных вегетарианцев следует упомянуть Гиппократа, Леонардо да Винчи, Дмитрия Менделеева и Льва Толстого.
В супермаркетах часто продают продукты с вредными химикатами. Чтобы сохранить здоровье, питайтесь простой пищей, необработанными продуктами.
Веганы и вегетарианцы способствуют экономии природных ресурсов. Если человек, живущий в развитой стране, изменит свои кулинарные привычки, то внесет лепту в решение проблемы голода. Для снижения аппетита ознакомьтесь с правилами здорового питания.